Какие особенности дистанционного образования?

Сегодня получить образование – не составит труда. Некоторые студенты умудряются совмещать приятное с полезным: обучаясь в ВУЗе и одновременно с этим работая на предприятии.

Как правило, первое высшее образование (бакалавриат) получают очно, а осваивание остальных степеней (магистр, аспирант и пр.) – происходит параллельно с трудовой деятельностью. В последнее время особый интерес люди стали проявлять к дистанционному обучению.

Всё о дистанционном обучении: виды и преимущества

Что такое дистанционное образование: особенности и опасности

Что это такое?

Дистанционное обучение – это один из вариантов образовательного процесса на расстоянии. Взаимодействие преподавателей и учащихся происходит с помощью современных средств коммуникаций: компьютеров, веб-камер, видеоматериалов, почтовых отправлений и пр.

Качество такого образования ничем не уступает очной или заочной форме обучения. Студенту также дают лекционный материал для изучения, он самостоятельно изучает определенный объем курса, выполняет ряд проверочных работ (тестирования, контрольные и курсовые, пишет дипломный проект).

Термин «дистанционное обучение» охватывает широкий спектр программ и курсов, направленных на получение новых знаний и навыков, переобучение персонала, и использующих онлайн-семинары, вебинары, видеоконференции и пр.

Как зародилось дистанционное обучение?

В конце 1980-х годов научный прогресс начал активно развиваться. В стране появилась новая техника и средства коммуникаций, которые упрощают процесс взаимодействия людей: появились новые способы передачи информации, спутниковая связь. Фактически наука позволила человечеству преодолеть «дистанционный барьер»: стало возможным общаться и получать услуги, находясь в разных уголках планеты.

Сейчас благодаря Интернет-технологиям человек не только общается, но и получает образование или развивает собственный бизнес, не покидая при этом домашних стен. Еще 20-30 лет назад об этом не могли и подумать.

Первый университет, который начал проводить дистанционное обучение, открылся в 1969 году в Великобритании. В России подобные программы начали действовать гораздо позже – в 1997 году.

Теперь, чтобы быть востребованным и квалифицированным, важно идти в ногу со временем: постоянно развиваться, обучаться, осваивать новые технологии и внедрять их на практике. Достичь успеха помогает дистанционное образование.

Формы дистанционного образования

Каждый портал или образовательное учреждение предоставляет материал для обучения в рамках специально разработанной и утвержденной программы. Курс предполагает изучение лекционного материала, выполнение практических заданий и самостоятельное образования выделяют:

Данный формат предполагает, что доступ к учебному материалу имеют все учащиеся группы и педагоги. В этом случае преподавателю удобно разъяснить тему единожды для всех, ответить на все интересующие вопросы. Этот вариант взаимодействия возможен только онлайн, когда присутствуют все студенты или их большинство. Обычно преподаватель заранее определяет время чат-занятия.

Данный вид обучения подходит как для синхронного, так и для асинхронного варианта получения информации. Студенты могут присутствовать онлайн, или изучить материал в свободное от работы время.

Данный вид взаимодействия обучающихся с преподавателями происходит на основе электронной почты. Он особо популярен в европейских странах. Студенты регулярно получают задания по электронной почте, выполняют их и отправляют в строго отведенные сроки.

Эта форма преподавания переносит студента в «виртуальный кабинет». Обучающийся находится вне аудитории, но у него создается ощущение, что он присутствует на обычной лекции или занятии в ВУЗе.

Читайте также:  Рекомендации о том, как получить золотую медаль

Самой популярной разновидностью этого метода обучения является видеоконференция, интерактивно телевидение, когда преподаватели и студенты общаются на расстоянии и видят при этом друг друга.

Преимущества и недостатки дистанционного обучения

Как говорится в народе, «у монеты две стороны или палка о двух концах». То же самое касается дистанционного обучения.

Среди достоинств данного способа получения образования можно отметить:

  • получение новых знаний в удобное для него время;
  • предоставление материала дистанционно, поэтому образовательный процесс не зависит от местоположения обучающегося;
  • студент самостоятельно задает себе темп обучения;
  • осваивание новых технологий и средств коммуникаций;
  • получение помощи в любой момент мобильность и оперативность между преподавателями и студентами;
  • развитие самодисциплины и самообразования;
  • экономия времени и денег;
  • мгновенный доступ к лекциям, библиотекам и иным электронным ресурсам;
  • получение образования независимо от социального статуса, состояния здоровья, финансового состояния и пр.

Среди недостатков дистанционного образования выделяют:

  • студенту необходимо правильно планировать собственное время, чтобы полноценно усваивать новый материал и получать новые навыки;
  • отсутствие прямого контакта с преподавательским составом и членами группы;
  • отсутствие индивидуального подхода, трудности в плане учета особенностей личности, ее способностей и возможностей;
  • постоянный доступ к Интернету;
  • отсутствие или малый объем практических занятий, нацеленных на реализацию теоретических основ в жизни;
  • далеко не всегда удается правильно и полно дать ответ письменно. Не все мысли можно уместить на бумаге.

Дистанционное обучение – сравнительно новый способ оказания образовательных услуг, позволяющий получать новые знания независимо от места проживания, возраста, статуса. Этот механизм призван развивать самомотивацию и самообучение. Он идеально подходит для людей, которые пытаются совмещать работу и учебу, знакомиться с новыми технологиями и развиваться в новом направлении.

Особенности дистанционного обучения в системе образования

В данной статье рассмотрены особенности дистанционного образования, его место и роль в современном образовательном процессе. Особое внимание уделено правовому регулированию дистанционного образования.

Современный этап реформирования в России не оставил без внимания такое направление в социальной политике как образование. Изменения коснулись не только структуры образовательных учреждений, но и самого подхода к образованию. В свете этих изменений появились новые возможности получения образования, вошли в обиход такие понятия как «электронное образование», «дистанционное образование» и др.

Дистанционное образование (distance education) сегодня прочно вошло в мировую педагогическую практику. Оно возникло из «образования по телевидению» на Западе, заочного образования и образования по переписке.

Получило широкое распространение с 70-х годов, когда в Лондоне был образован Британский Открытый университет (1969 г.). Оно стало результатом инновационных перемен в системе высшего образования.

В России дистанционное образование обогатилось современными достижениями в области педагогики, психологии, эргономики, информатики и информационных технологий и средств коммуникации.

Дистанционное образование выступает в качестве одного из социальных механизмов, способствующих адаптации общества к новым условиям жизнедеятельности.

Современные компьютерные телекоммуникации способны обеспечить передачу знаний и доступ к множеству источников, содержащих учебную информацию наравне, а порой и гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения. Новые электронные технологии, доступные через глобальную сеть Интернет, не только способны обеспечивать активное вовлечение обучающихся в учебный процесс, но и позволяют управлять этим процессом, в отличие от большинства традиционных учебных сред.

Читайте также:  Инструкция о том, как перевести баллы ЕГЭ

В последние годы дистанционное образование в России получило интенсивное развитие. Министерством образования и науки РФ разработано специальное направление, научно-методическая программа, выделены средства на развитие и становление дистанционного образования.

Главное достоинство дистанционного обучения — доступность для любой категории студентов, в том числе тех, для кого традиционная форма получения образования недоступна в силу объективных причин.

Речь идет о людях с ограниченными возможностями, военнослужащих, лиц осужденных к ограничению и лишению свободы, тех, кому необходимо совмещать работу и учебу, проживающих в отдаленных регионах Российской Федерации с небольшим выбором вузов, людях, желающих обучаться в престижном вузе, но не имеющих достаточных средств или времени.

Важным преимуществом дистанционного обучения является самостоятельное планирование интенсивности и нагрузки, возможность заниматься дома. С 1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1] (далее по тексту новый Закон об образовании).

В новом Законе об образовании выделены отдельные нормы, посвященные использованию дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе, даны понятия электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Указанными изменениями, в частности, установлено, что при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в образовательном учреждении должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от их местонахождения.

Перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

В настоящее время к обучению предъявляются все новые высокие требования, диктуемые быстрым развитием технических возможностей. Базовыми принципами, на основе которых создаются системы дистанционного образования, являются:

  • доступность обучения. В условиях постоянной занятости процесс обучения должен начинаться когда угодно (когда есть время); длиться сколько угодно (сколько есть времени); он может быть внезапно прекращен или прерван и продолжен с любого места. Необходимо учитывать субъективные особенности обучаемых: начальные знания, специфику освоения материала и т. п.;
  • использование большого количества справочной информации в качестве дополнительной. В случае, если пользователь не учитывает эту информацию, она ему предоставляется именно как смежная, находящаяся в определенных связях с вопросом, непосредственно интересующим обучаемого;
  • использование новых форм представления и организации информации, обеспечивающих максимальную степень ее восприятия. Среди них — использование различных способов представления текста, видео, графики, анимации, звукового сопровождения, то есть средств «мультимедиа». Также используется нелинейная форма организации материала, при которой его единицы представлены как система возможных переходов и связей между ними, дающая возможность адекватного представления различных аспектов предоставляемого материала. Все это позволяет в максимальной степени обеспечить адаптивность обучения;
  • достоверность сертификации знаний. В системах дистанционного образования при сертификации знаний очного контакта, как правило, не существует. Соответственно и методики сертификации знаний имеют существенные отличия от методик, используемых при очном обучении.

Наиболее распространенными при дистанционном обучении являются методики, основанные на тестировании. И актуальной при этом становится проблема оценки знаний при отсутствии очного контакта, когда нет гарантий того, что экзамен сдал непосредственно обучающийся, а не кто-то другой.

Читайте также:  Узнаем, как сдать ЕГЭ выпускнику

К числу организационных форм обучения относятся: лекции, практические, лабораторные, семинарские занятия, курсовое и дипломное проектирование, консультации и т. п. Одной из основных форм получения знаний является самостоятельная работа.

Поэтому применение современных технических средств, особенно при обучении дистанционно, может иметь достаточно высокую эффективность, если учащийся имеет возможность оперативно получать рекомендации преподавателя, планы подготовки и сдачи зачетов и экзаменов и т. д.

Итоговый контроль знаний в дистанционном обучении имеет определенную специфику: преподаватель должен быть уверен, что на другом конце телекоммуникационной цепочки находится именно тот человек, который претендует на получение не только определенных знаний, но и документа об освоении образовательной программы, что вызывает определенные проблемы, которые могут быть решены с помощью визуализации процесса.

Тенденция к снижению затрат на дистанционное образование будет тем значительнее, чем больше будет массив обучающихся по дистанционной форме.

Система Moodle обеспечивает многообразие процедур обучения On-line, комбинированием которых может быть организовано эффективное обучение в образовательной организации. Кроме того, интерфейс системы интуитивно понятный, что обеспечивает включение в работу с первых минут появления на сайте.

Важным достоинством системы Moodle является то, что преподаватель самостоятельно создает курс, исходя из специфики преподаваемой дисциплины, уделяя внимание необходимым компонентам.

К примеру, для курса по дисциплине «Правоведение» неотъемлемыми (как и для многих других курсов) являются лекции и практические задания, однако не менее важным является модуль Глоссарий, который позволяет преподавателю создать список определений, подобный словарю. Записи могут быть просмотрены в различных форматах.

Глоссарий также позволяет преподавателю экспортировать записи из одного глоссария в другой в пределах одного курса. Также можно автоматически создавать ссылки на эти записи в пределах курса.

Плюсом системы Moodle является возможность проведения проверочных работ, тестирования, результаты которых автоматически попадают в электронные журналы обучающихся. Вопросы теста могут быть разными: в закрытой форме (множественный выбор), с выбором «верно/ неверно», на соответствие, предполагать короткий текстовый ответ, а также числовой или вычисляемый.

Все вопросы хранятся в базе данных и могут быть впоследствии использованы снова в этом же курсе (или в других). Статистика по всем попыткам пройти то или иное тестирование доступна преподавателю в кратком и подробном варианте. Более того, преподаватель может самостоятельно настроить вариант проведения испытания, вводя необходимую информацию для теста.

Однако в ходе изучения возможностей системы дистанционного образования Moodle был выявлен недостаток, который присущ всем системам дистанционного образования: при наличии контроля посещаемости обучаемого система не в состоянии зафиксировать факт, сам ли обучаемый пользовался системой или это по его логину и паролю сделал кто-то другой. В связи с этим встает вопрос определения онлайн личности обучаемого при работе с системой.

Дистанционное обучение становится все более востребованным, имеет множество достоинств и, следовательно, будет развиваться. Для его развития современная система образования имеет все возможности, как в техническом, так и в интеллектуальном плане. Но нельзя забывать о недостатках дистанционного обучения, которые должны быть устранены в процессе его развития и совершенствования.

Ссылка на основную публикацию